Василиск – один из самых смертоносных существ средневековой символики.
Альфред Брем писал: «Под именем василиска древние греки и римляне представляли себе змееподобное чудовище самого страшного вида, одаренное сверхъестественной силой. Он и рождался сверхъестественным образом, высиженным гадами, неспособными к насиживанию, и был вреден для всего живущего, не исключая человека. В рождении василиска участвовали петух, змея и жаба.
У василиска было крылатое туловище, на голове корона, у него было четыре петушиных ноги, змеиный хвост, сверкающие глаза…Василиск своим присутствием, дыханием убивал все живое, и лишь петух мог сравниться с ним – как только василиск слышал петушиное пение, он вынужден был скрываться».
Считается, что только взгляд василиска может убить, и единственная возможность одолеть его – поставить перед ним зеркало.
В христианской традиции василиск – одно из четырех воплощений дьявола. Василиск также символизирует вероломство. В оккультизме и магическом символизме василиск означает мудрость. Иногда его изображают пожирающим человеческое существо. В этом образе есть некое магическое значение: поскольку василиск является символом мудрости, то пожирание человека символизирует процесс инициации.
Считается, что родиной василиска является Ливия. «Царь безграничных пустынь... и без яда губящий» – так описывал василиска Лукан, относивший его к потомству Медузы-горгоны.
В русском народе бытовало поверье, что петухам за сто лет разрешается снести только одно яйцо, из которого может вылупиться василиск, если девка поносит шесть недель его под мышкой.
Обиталищем василиска являются пустыни. В пустыню же он способен обратить любую плодородную местность.
Образ василиска был столь популярен в средневековой демонологии, что в XVII в. Кеведе даже написал романс «Василиск». Его изображение часто встречалось на готических храмах.
Источ.: Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997; Борхес Х. Л. Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000. |