Инь и ян (кит. ) – одна из основных концепций древнекитайской философии.
Инь-ян в китайской философии символ универсального дуализма мира. Буквальный перевод – темная и светлая стороны горы. Изображается как круг, который делится на две части, где темная представляет инь, светлая – ян. Каждая половина имеет внутри себя точку противоположного цвета, чтобы обозначить, что в инь всегда есть зачаток ян, и наоборот.
Адаптированная в рамках китайской культуры идея единства и борьбы противоположностей, инь-ян, в «Книге перемен» («И цзин») раскрывается через антиномические пары, соответственно пассивное и активное, мягкое и твердое, холодное и горячее, внутренне и внешнее, женское и мужское, земное и небесное и т. п.
В процессе развития китайской философии ян и инь все более символизировали взаимодействие крайних противоположностей: света и тьмы, дня и ночи, солнца и луны, неба и земли, жары и холода, положительного и отрицательного и т. д.
Концепция о взаимодействии полярных сил инь-ян, которые рассматриваются как основные космические силы движения, как первопричины постоянной изменчивости в природе, составляет главное содержание большинства диалектических схем китайских философов.
Китайская мудрость гласит, что, если долго двигаться по дороге в каком-либо направлении, не заметишь, как оно изменится на противоположное. Для достижения успеха надо действовать от противного. Чтобы сжать, надо расширить, чтобы ослабить – надо укрепить, мягкое и слабое побеждает твердое и сильное, учит «Дао дэ цзин». Следует уподобиться воде: она мягкая и слабая, но в плане преодоления твердого и сильного не знает себе равных. Если в начале войны у вас есть армия, не выставляйте ее, при наличии оружия не применяйте его. Отступая, побеждай. Принцип отступления, визуального подчинения воле противника заложен в основании многих стилей китайской борьбы. Если же в принципе человек желает достичь какого-либо успеха, оптимальным путем является бездействие. Основу даосской этики составляет принцип «у-вэй» – недеяние. Лучшим императором считается тот, который не препятствует естественному ходу общественных процессов. Талантливый человек в контексте инь-ян-концепции есть аномалия, так как оборотной стороной способностей являются психологические комплексы. Нетривиальный для Востока подход даосов к знаниям: чем больше человек пытается узнать, тем меньше узнает. В космогонии появление инь и ян знаменует первый эмоциональный шаг от хаотического единства первозданной пневмы (ци) к многообразию вещей. Наибольшее развитие концепция приобрела в школе инь и ян цзя. Философ Дун Чжуншу синтезировал ее учение о пяти элементах (у син), что стало основой большинства научных систем Китая. Он же интегрировал идеи инь-ян-концепции в конфуцианство. Практический компонент учения лег в основу китайской гадательной практики, алхимии, медицины.
В китайской медицине считается, что любая болезнь – это дисбаланс между двумя энергиями, нарушение течения этих энергий.
Если преобладает Ян и ослабевает Инь, тогда у человека повышается температура, краснеет лицо, его глаза блестят. Либо он впадает в беспокойное состояние: излишне громко и возбуждённо говорит, у него учащается пульс, дыхание очень шумное, глубокое, могут возникать судороги, излишнее напряжение мышц.
Такие люди подвержены кровоизлиянию в мозг и параличам, у них бывают запоры, они склонны к бессоннице. Боли, возникающие в теле, всегда резкие, сильные, но кратковременные, схваткообразные.
Если преобладает Инь и ослабевает Ян, человека бьёт озноб, он бледнеет, лицо приобретает землистый оттенок, говорит он слабым и глухим голосом, у него холодные руки и ноги, дыхание слабое, поверхностное, а в конечностях слабость, либо неподвижность, очень редкий пульс.
Такие люди подвержены лихорадкам, кашлю, онемению ног, у них бывает жидкий стул, склонность к сонливости, боли в теле постоянные, глухие и ноющие
Человек, у которого Ян и Инь в равновесии, не может заразиться, даже если находится в очаге заразной болезни.
Инь и Ян в теле человека не могут находиться в постоянно неизменном состоянии (как и в любой другой системе). Пока он жив – он меняется каждый миг. Поэтому соотношение Ян и Инь всегда колеблется и это нормально. Плохо, когда баланс Инь и Ян нарушается сильно.
Источник: Источ.: Быков Ф. С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966; Васильев Л. З. Проблемы, генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета). М., 1989; Дао и даосизм в Китае. М., 1982; Древнекитайская философия. Собр. текстов: В 2 т. М., 1972; История китайской философии. М., 1989. |